Меню сайта

Главная

Цигун

Даосские практики

Начальная теория даосизма

Даосизм

Тайцзицюань

О нас. Адреса занятий

Как нас найти
Опрос
Какие практики Вы ищите?

 Что такое даосизм.

      Как я писал ранее, даосизм является внерелигиозным, нефилософским, а сугубо практическим учением. Это определенная технология работы с тонкой основой человека - его энергетикой и духом.  Целью этих практик является достижение человеком особого состояния Сяня. Для обозначения этого статуса употребляются еще и другие термины: небожитель, святой, совершенномудрый и многие другие. Достигается это состояние поэтапно, каждый этап имеет свое название, сроки,  методологию и признаки завершения.

      Что же это за состояние, достижению которого посвящена целая Традиция? Чем оно замечательно? Попробуем ответить на этот вопрос ниже.

Немного о терминах АЛХИМИЯ и ДАОСИЗМ.

      Даосская алхимия (内丹,  外丹 neidan, waidan)  —  общее название всей совокупности даосских практик, ведущих к достижению состояния Сяня.  Дословно с китайского переводится  как искусство внутренней и внешней киновари; а термин алхимия - лишь дань европейским алхимикам и их поискам философского камня. И, по большому счету, он относится только к искусству внешней киновари, которое в своем арсенале имело методы приготовления и приема внешних ингредиентов, минералов и трав, позволявших достичь необходимого результата. Терминология же как внешних так и внутренних, не связанных с приемом внутрь ядовитых препаратов, была схожей ввиду схожести происходящих энергетических процессов в теле человека, что и было неправильно истолковано европейскими исследователями. В европейской традиции подобная внутренняя работа не была известна, поэтому исследователи вынуждены были придумать для разных аспектов учения названия, понятные европейским умам. Так и возникла алхимия в Китае.

      Такие искажения первоначального смысла относительно концепций даосизма встречаются в подавляющем большинстве переведенных текстов. И дело тут не в низкой квалификации переводчиков, наоборот, советская школа востоковедения имеет очень высокую репутацию в мире, а в технологическом характере самого текста. Поэтому правильный перевод  — это весьма редкое исключение из правил, и понять суть даосизма на основании этих переводов не представляется возможным. Более того, и сами китайцы говорят сейчас на другом языке, нежели тот, на котором написаны древние трактаты, поэтому прочитать и понять эти трактаты современный китаец не может.  Поэтому то, что было когда то понятно посвященным, говорящим о «красных тиграх и белых драконах», стало совсем непонятно их потомкам, которые совсем запутались в разнообразных и сложных терминах даосизма. Кроме того, не имея в западных языках терминов, адекватно обозначающих китайские понятия, переводчики транспонировали свое, воспитанное на родной европейской христианской традиции, понимание на переводимые ими тексты. Отсюда и появились превратно истолкованные понятия «совершенномудрый», «недеяние», «чистота», «покой», «пустота», «отсутствие» и прочие.

О совершенномудрых.

      Кого мы, воспитанные в христианской традиции, можем представить при слове «совершенномудрый» или «настоящий»? Убеленного сединами старца, постигшего тайны бытия, знающего, «что такое хорошо и что такое плохо», умеющего дать мудрый совет и наставить на путь истинный? Мужественного воина, пренебрегающего опасностями? Умелого правителя, которого почитают подданные? Все эти характеристики говорят только об одном :  мы представляем человека умного, мудрого, может быть, доброго, смелого, то есть обладающего определенными положительными свойствами души. Кто же такой «совершенномудрый» в даосизме? Это человек, достигший полноты мин, соединивший син и мин, завершивший первый этап нэйдань, трансформировавшийся в земного бессмертного (地仙 — dixian). И ни слова о душевных качествах… Это не говорит о том, что он бесчувственный чурбан, совсем наоборот. Это говорит, что его душа получила силу, соединившись с мин, с энергией предшествующего неба, фактически стала вечной, поскольку юаньци, энергия предшествующего неба, и есть Дао.

      Теперь можно заново прочитать отрывок из "Гуань-Цзы" Искусство сердца, с иным пониманием того, кто такой «мудрый, настоящий, благородный муж», и что такое «пустота»: «Люди ищут опору в силе, уповают на искусность, полагаются на способности и берут за образец прошлые события. Мудрый лишен всего этого  —  вот чем он не похож на других! Будучи не таков, как другие, он вечно пуст. Пустота же  —  начало всех вещей».

      Люди здесь  —  это обычные люди, а Мудрый в этом контексте —  шэньсянь, который действительно опирается только на пустоту, то есть энергию предшествующего неба - юаньци. Суть же наставлений Настоящего человека заключается в том, что  и ты должен стать Настоящим, изменить себя, трансформировать свою человеческую сущность, тогда и поступки Настоящего человека будут твоими естественными поступками, продиктованными другой, измененной твоей природой. В этом и есть истинный смысл даосизма.

О совершенствовании двух основ.

      Таким образом, как следует из изложенного выше, главнейшим методом всей даосской практики является метод син и мин (одно из названий даосизма прямо указывает на это). Соединив в теле человека эти две энергетические структуры, разделённые у обычного человека после рождения на две противодействующих составляющих, даосы достигают целостности, единства тела и духа, что является краеугольным камнем в даосском учении.

      Коренным отличием даосизма от множества других мировых религий и философских учений является именно «двойственное совершенствование» для достижения утерянных при рождении целостности, единства. Даосское учение утверждает, что во время рождения единая энергетическая сущность человека, образовавшаяся в момент зачатия, слияния энергий матери и отца, разделяется, образуя пару син и мин, где син — это душа, а мин — судьба, природа, собственно это жизнь и есть. Мин  —  это изначальная энергия, источник жизни и ее наполнение. Опора для трансформации тела и духа. Когда буддисты говорят об «опоре на Пустоту», они другими словами говорят об опоре на мин, на изначальную энергию юань ци, которая тождественна Дао. Именно поэтому практиковать следует в первую очередь мин, поскольку без ее полноты дух шэнь не получит нужного количества энергии, силы для внутренних преобразований.

      Почему в настоящей даосской практике необходима полнота мин? Потому что без 100% заряженного «аккумулятора» не запустится механизм соединения. Можно попробовать, как древние мудрецы, объяснить при помощи внешних сравнений, например: «заряд не взорвется, если детонатор будет слабым», или «слабый катализатор не запустит химическую реакцию», или «ракета не взлетит, если ее не заправить нужным количеством ракетного топлива» и.т.д. Суть в том, что полнота мин необходима. Так же необходима, как и совершенство духа.  Полнота юаньци и совершенство юаньшэнь. «Один ян и один инь. Это и есть Дао» —  Си Цы Чжуань.

      Эти формулы и постулаты показывают, что даосизм гораздо ближе к некоей практической инструкции, нежели к вере. Практическая, последовательная, многоступенчатая работа над телом, его энергетическим состоянием, над полнотой мин, и такая же практическая работа над совершенствованием духа, затем работа над их слиянием, вскармливание зародыша бессмертия - вот что такое истинная даосская практика. Это не метафоры, это больше похоже на создание семьи и рождение ребенка: пеленки, соски, памперсы, кормление, расписание… Те, кто в нашей Школе уже практикует метод жу шоу гун, работу по заложению основы, в полной мере столкнулись с трудностями «семейного быта». (Поэтому порой очень забавно, когда сталкиваешься с распространенным представлением о даосах, как о недеяющих с бутылочкой пива на диване перед телевизором.) Можно сидеть в медитации, можно  бить поклоны, жечь свечи и крутить ритуальные барабанчики… но нужно «сходить за дровами», «разжечь костер», «подлить масла». А это ежедневная рутинная работа…

      Буддисты во все времена критиковали даосов за излишнюю приверженность к совершенствованию тела в противовес совершенствования духа или души. Однако эта критика не имеет под собой достаточных оснований, потому что в даосизме, как я уже говорил выше, во главе Учения стоит именно двойственное совершенствование. И двойственным оно не может быть, если одна из частей в упадке или недостатке.

      Разные даосские школы, двигаясь по пути двойственного совершенствования, меняли акцент на первичность совершенствования син или мин. Одни говорили, что пока дух недостаточно совершенен, нельзя давать ученику минские практики, потому что при перекосе в сторону полноты жизненных сил у человека может, выражаясь современным языком, «сорвать крышу», и потому в этих школах сначала совершенствовали син, душу. Типичный пример  —  Северная школа даосизма, Цюань Чжень цзяо, в монастырях которой мы неоднократно бывали. Монахи занимаются там практиками тихого сидения, распеванием канонов, каллиграфией и т.  д. Уклад жизни и совершенствования мало чем отличается от подобных буддистских монастырей. В Южной школе начинали с практики совершенствования мин, но зачастую скатывались в сторону магических изысканий, иногда вследствие отсутствия полной передачи, иногда из-за недостаточности дэ у практикующих… Тем не менее даже сейчас, сегодня, в XXI веке, учение не угасло и не превратилось полностью в религию, хотя такая тенденция налицо. Существуют еще истинные Школы и Учителя, хотя их количество и исчисляется единицами.

      В любом случае, с чего бы ни начиналось совершенствование, оно обязательно должно быть именно двойственным. Равновесие и гармония. Син и мин должны находиться в полноте и должны быть соединены. Ключевой момент даосской практики, его квинтэссенция и суть  —  два довести до совершенства и сделать Одним.

ДАОСИЗМ в сети.

       Занимаясь этим сайтом я просмотрел много интернет-ресурсов связанных с запросами   Цигун Петербург, Цигун Спб, Даосские практики и пр.  Не будем брать в расчет сайты явно нацеленные на извлечение дохода от рекламы; таких по моим наблюдениям около половины, авторы которых по определению не могут вникнуть в содержание размещаемых материалов. Оставшаяся половина, так или иначе, служит для привлечения людей в действующие группы, впрочем так же как и данный сайт. И здесь уже становится важным понимание и знание китайской традиции самим инструктором.

      И что же мы здесь видим? Термин даосизм присутствует едва ли не в каждом объявлении или заголовке. Уже обычные психологические тренинги стали нести "даосизм" в массы, называя работу с психикой хитрым словечком Сингун, а работу с  телом - Мингун. Ну - смех, да и только...  Но ничего с этим не поделаешь - ведущим тренингов необходимо создать завесу таинственности, иначе клиент не придет...  Попытаюсь здесь объяснить - что же в действительности может именоваться собственно даосскими практиками.

      Очевидно, что стержнем даосизма является практика нэйдань (алхимии).  Все остальное, что есть в даосизме, и вообще в китайской традиции, так или иначе вращается вокруг этой сердцевины, ближе или дальше отходя от нее. Даже в приведенной иллюстрации содержатся указания на то, что изображен на ней не обычный человек, а практикующий даос. Поэтому в строгом смысле термина - даосскими могут называться лишь практики нэйдань (алхимии). А так как за пределами Китая присутствует лишь одна школа нэйдань - Улюпай, то все остальные практики даосизма автоматически попадают в раздел фантазий.

      Далее. Если же подойти к этому термину не так строго и включить сюда методы регулирования энергетики, объединенные под общим названием цигун, не являющиеся собственно практиками нэйдань даосизма, но вышедшие в народ из-за монастырских стен в разное время, то термин теряет свою актуальность. И вот почему. Дело в том, что нужно обладать чрезвычайно глубокими знаниями китайских реалий, чтобы  проследить линию передачи того или иного вида цигун. В подавляющем большинстве случаев это просто невозможно.  Таким образом и невозможно установить происхождение системы и ее аутентичность. А значит и нет оснований причислять ее к даосизму, т.е. алхимической традиции.

      Да, возможно, что  ваш преподаватель или инструктор ездил в Китай и жил в том или ином монастыре и возможно чему то обучался у местных монахов.  Но, как правило,  такое обучение не выходит за рамки обычных комплексов цигун. Хотя, без сомнения,  вы можете отнестись к такой передаче с большим доверием, нежели к комплексу разученному с дедушкой в парке.  В таком случае, инструтор сможет назвать вам монастырь, где он получил данный комплекс, местность, где он расположен и имя человека его обучавшего, т.е. предполагается, что эти сведения можно проверить. Но при всем этом называть это практиками относящимися к даосизму, я бы  все-таки не стал.

      Также часто встречается термин даосский цигун. Я вкладываю в него смысл именно тот, который описан в предыдущем абзаце, т.е., что система получена в том или ином монастыре лично самим инструктором. Но в большинстве случае это не так; для целей PR  и продвижения сайта в поисковых системах термин даосский цигун используется совершенно произвольно.

      Таким образом, рассмотренные варианты употребления терминов даосизм и даосские практики встечаются в сети либо от незнания точного смысла термина, либо с целью продвижения в поисковой выдаче, что в общем  не является чем то предосудительным. Однако, есть определенные ресурсы намеренно и со знанием дела  выдающие свои методы, составленные на основе открытых систем цигун,  за истинные  алхимические практики даосизма. Это профессиональные профанаторы и вред от их деятельности максимальный. Они действуют весьма изощренными методами, изучая доступную литературу и перерабатывая ее таким образом, чтобы у неофита не было возможности распознать подлог. Уже сегодня нам известно о двух таких псевдошколах с вымышленными названиями,  действующих на территории России и Украины, которые не имеют никакого отношения к китайскому даосизму.  Более подробно мы рассмотрим их в разделе Как отличить истинные школы от ложных.

 

 
Яндекс.Метрика